Путь вперед

16-150x150-9703343Теория учит нас, что когда рынки совершенны, политические меры, искажающие торговлю, будут вести к снижению благосостояния, но. даже когда рынки страдают от перекосов, торговая политика может оказаться не лучшим способом их преодоления. Как мы уже, однако, выяснили, и теория, и факты дают немного руководящих указаний, какую политику проводить в реальном мире, отмеченном несовершенствами рынков, которые нередко присущи им изначально и проявляются всякий раз, когда информации недостаточно и она дорого стоит и когда создание рынков связано с издержками.

Эти положения особенно затрагивают развивающиеся страны. Понятно, что эти государства не имеют безупречных рынков. Многие рынки там отсутствуют или неполны, особенно в области страхования и кредитования. Общественные блага имеются в недостаточном количестве, отсутствие координации — распространенное явление, и социальные выгоды предпринимательства больше, чем ожидаемые частные прибыли. Издержки адаптации, связанные с либерализацией, бывают значительными и усугубляются большой безработицей и низким уровнем социальной защиты.

Зачастую могут найтись лучшие, чем торговая политика, рычаги преодоления этих провалов рынка и смягчения издержек адаптации, ассоциируемых с реформой. Однако бедные правительства с незначительными государственными ресурсами имеют в своем распоряжении лишь ограниченный набор инструментов. Частая ошибка таких правительств — либерализация торговых режимов до того, как введены в действие компенсационные меры.

Таким образом, когда разговор идет о развивающихся странах, нам следует отложить в сторону дискуссию о том, должен ли мир двигаться по пути свободной торговли. Для многих из этих стран вопрос заключается главным образом в том, какие шаги в направлении либерализации будут иметь смысл, а также как их проводить и упорядочить: что нужно сделать до либерализации и как быстро выполнять пункты ее программы.

Между крайними позициями поборников свободной торговли и антиглобалистов имеется срединная территория. Ее представители признают, что даже если допустить конечную целесообразность свободной торговли, ускоренная либерализация может причинить вред. Стратегии такой срединной направленности необходимо вырабатывать через изучение последствий провалов рынка на опыте либерализации в разных странах.

Развивающиеся государства должны стараться содействовать развитию, исправляя эти провалы рынка посредством политических интервенций, в том числе применения торговых стратегий, в том и только том случае, когда последние являются лучшим из имеющихся инструментов.

Политическим деятелям надлежит сознавать возможность того, что вмешательство государства может окончиться неудачей. Они не должны ни пренебрегать этой опасностью, ни бояться ее. Напротив, они должны искать пути ее преодоления, а если таковые неочевидны, то им следует тщательно взвесить риски своего политического выбора.

Развитые государства должны выполнить свою часть работы. Они могут помочь развивающимся странам интегрироваться в мировую торговую систему и обеспечить получение ими выгод от этого. Как мы показываем далее в этой книге, развитые страны должны реформировать свои собственные торговые стратегии таким образом, чтобы они открывали для развивающихся стран новые возможности в области торговли.